Фрагмент для ознакомления
2
Задание 1
1.1 Термины по дисциплине и их определение
№
п/п Термин Определение
1 Аномалии рефракции это отклонения в преломляющей способности глаза
2 Астигматизм это аномалия рефракции, когда преломляющая сила оптической системы глаза имеет отличия в различных меридианах, в результате лучи, которые исходят из любой точки пространства, на сетчатке не дают точечного фокусного изображения.
3 Буфтальм поздняя стадия врожденной глаукомы
4 Глазомер это способность глаз без измерений определять и сравнивать пространственные величины, а также воспринимать удаленность, форму, движение и размеры предметов
5 Диоптрия
это единица измерения преломляющей силы оптической системы, которая соответствует преломляющей силе линзы с фокусным расстоянием 1 м.
6 Дихромазия это частичная цветовая слепота в основном на один из следующих трех цветов: красный, синий, зеленый
7 Зрительные функции способности воспринимать цвет, свет, форму, а также пространственные отношения предметов.
8 Незрячие
это лица с полным отсутствием зрения, дети с остаточным зрением, когда его острота на лучше видящем глазу составляет 0,05 и ниже
9 Остаточное зрение это зрение, которое характеризуется остротой зрения от светоощущения до 0,04 при применении оптической коррекции.
10 Световая чувствительность способность сетчатки глаза воспринимать минимальное пороговое световое раздражение
11 Слабовидящие лица, у которых острота зрения на лучше видящем глазу с очковой коррекцией составляет от 0,04 до 0,2.
12 Тифлопедагогика наука о воспитании и обучении лиц, имеющих нарушение зрения. Выступает в качестве части общей педагогики, а также одним из разделов дефектологии.
1.2 Аннотирование научных статей по дисциплине
1. Алифанова, Л.И. К вопросу о специфике образования лиц с нарушениями зрения / Л.И. Алифанова, О.В. Кораблева // Современные исследования социальных проблем. 2016. №3-2. С. 328-339. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-spetsifike-obrazovaniya-lits-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 09.02.2023). – Тест: электронный.
В статье анализируются и подробно раскрываются проблемы образования лиц, имеющих нарушения зрения. Описываются основные причины, а также последствия нарушений зрения. Акцентируется внимание на способах их компенсации. Авторами характеризуется имеющийся опыт образования лиц, имеющих нарушения зрения непосредственно в условиях специального (коррекционного) учреждения. Также данная статья отражает данные социологического исследования, связанные с особенностями профориентации слабовидящих лиц.
2. Бурнатова, Т.А. Особенности использования информационно-коммуникационных технологий в обучении детей с нарушениями зрения / Т.А. Бурнатова, М.М. Киселева // Вестник Кургаского гос. Ун-та. 2018. Вып. 2. С.13-23. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-ispolzovaniya-informatsionnokommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obuchenii-detey-s-narusheniyami-zreniya (дата обращения: 09.02.2023). – Тест: электронный.
Подробно рассмотрены специфики применения информационно-коммуникационных технологий в процессе обучении детей, имеющих нарушения зрения. Проанализированы основные причины возникновений нарушений зрения, а также многоаспектно охарактеризовано влияние на процесс развития детей с нарушениями зрения информационно-коммуникационных технологий. Также в данной статье отражен перечень технологий, которые применяются в целях обучения детей с нарушениями зрения.
3.Обусбаева, Т.А. Об особенностях развития ребенка с нарушением зрения / Т. А. Орусбаева // Проблемы современной науки и образования. 2016. Вып. 3. С. 32-39. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-osobennostyah-razvitiya-rebenka-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 09.02.2023). – Тест: электронный.
В статье изучаются отличительные особенности воспитания и обучения детей, имеющих с нарушения зрения непосредственно в дошкольной образовательной организации. Раскрываются часто встречающиеся нарушения зрения. Подчеркиваются специфики психического развития таких детей. Также отмечаются особенности речевого, коммуникативного и физического развития этих детей. Указывается особенность обучения и воспитания слабовидящих детей, а также обозначаются базовые требования к раздаточному и демонстрационному материалу коррекционного воспитания и обучения слабовидящих детей.
4.Абидова, Н.З. Анализ проблемы развития речи и общения у детей с нарушением зрения / Н.З. Абидова // Вестник Южно-Уральского гос. Ун-та. Сер. Образование. Педагогические науки. 2014. Т. 6. № 3. С. 29-36. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-razvitiya-rechi-i-obscheniya-u-detey-s-narusheniem-zreniya (дата обращения: 09.02.2023). – Тест: электронный.
Данная статья посвящается проблеме развития речи и вопросам общения у детей, имеющих нарушения зрения в аспекте значимости этой проблемой в тифлопедагогической науке. Рассмотрение автором ряда исследовательских работ по обозначенной теме позволил заключить, что имеются свои отдельные особенности протекания разных психических процессов у детей, имеющих нарушения зрения.